Родители – первые значимые взрослые в жизни ребёнка. Именно от отца и матери дети узнают, какие они – способные и самостоятельные, или глупые и беспомощные. И именно членам семьи ребёнок безгранично верит.
Трудно сказать сыну, что он умный, если у него уже вторая двойка по математике. Но в такой ситуации ему точно не помогут слова «болван, тупица». Поможет вера в то, что сын умный, способный, и семья поддерживает его в тот момент, когда собственная вера в себя пошатнулась.
Обрести уверенность в своих силах ученику поможет Узналюб. Приложение Узналюб – это карманный репетитор школьника. Он простым языком объясняет, как решать такую же задачу, как в его домашнем задании, но с другими числами. Школьник понимает логику решения и самостоятельно решает своё домашнее задание.
Обучение в школе – новый этап в жизни семьи
Обучение сына или дочери в школе требует нового образа жизни в семье. Успех в школе – это новый статус для ребёнка. Овладение знаниями, приобретение опыта решать проблемы – важная предпосылка для обретения самоуважения школьника. Задача семьи на этом этапе – помочь ребёнку адаптироваться в школе, поддержать его в новой роли – роли ученика. Взаимодействие «родитель – ребёнок» направляется на то, чтобы обучить сына или дочь навыкам учебной деятельности, помочь стать на крыло.
Школьная программа может быть усвоена каждым. Никто из детей не хочет быть двоечником, это не престижно в детской среде. Все хотят учиться хорошо. Но не у всех это получается. Одноклассники могут быть жестоки к своим неуспевающим одноклассникам, изводят слабого ученика насмешками. Для восстановления сил ребёнку нужен эмоциональный комфорт.
Родительское влияние на ребёнка в этой ситуации велико. Дома ему важно почувствовать, что в его успех верят, что он получит помощь и поддержку. Сотрудничество отца и сына, матери и дочери помогает обрести уверенность в себе. Взаимодействие «мать – ребёнок» в этом случае должно строиться на принципе похвалы, а не критики. Иначе дети не чувствуют любви, внимания, принятия. Школьник перестаёт верить в свои способности возможности. Хорошо учиться в такой обстановке сложно.
Если у ребёнка хорошая память, нормальные умственные способности, но родители не верят в успех, он утратит веру в себя. Отвергнутые дети становятся агрессивнее, коэффициент интеллекта и аналитические способности у них снижаются.
Для того, чтобы помочь ребёнку лучше учиться в школе, создайте благоприятную атмосферу в семье. Пусть сын или дочь почувствуют себя иначе. Что они умные, могут разобраться в сложном предмете, так как обладают прекрасным логическим мышлением и замечательной памятью.
Для повышения самостоятельности и успеваемости ребенка мы рекомендуем воспользоваться приложением «Узналюб». С его помощью ребенок сможет сам выполнять домашние задания и разбираться со сложными для себя темами.
Безопасная среда в семье положительно влияет на обучение ребёнка
Ребёнок нуждается в любви и в чувстве собственного достоинства. Любовь, ощущение значимости собственного «Я» дети получают в семье. Если они любят и любимы матерью и отцом, да ещё на протяжении всей жизни, они уже в некотором смысле преуспели. Ребёнок осознаёт себя личностью, когда уверен в уважении тех, кто его окружает, в их положительной оценке. Младшие школьники вслушиваются, всматриваются в оценку родителей, и постепенно она перерастает в самооценку.
Для формирования чувства собственного достоинства детям нужны права и вера в себя. Если родитель верит в успех своего ребёнка, то сын или дочь научатся верить в себя.
Родители, атмосфера в семье оказывают влияние на то, чтобы ребёнок успевал в школе. Дети хотят учиться, когда их уважают и ценят. Среда, в которой растёт ребёнок, – то есть семья – должны быть безопасны для него как в физическом, так и в эмоциональном плане. Важно соблюдать права ребёнка:
- физиологические – право на физическую целостность, на нормальные бытовые условия дома, на отсутствие подавления со стороны взрослых;
- право на защищённость, свободу от страха – не бояться родителей, знать, что можно, а что нельзя в семье, право иметь свою территорию;
- право на признание, уважение, позитивную оценку – на похвалу, поддержку и уважение, чтобы замечали успехи и радовались им;
- право на развитие потенциала – позволять иметь собственные интересы, позволять ошибаться, ни с кем не сравнивать, разрешить самому принимать решения.
Ребёнок не должен соответствовать ожиданиям родителей. Он другой. И если ему трудно учиться, он в первую очередь нуждается в помощи и поддержке. Осознанный зрелый родитель принимает ребёнка и готов бескорыстно дать ему заботу, тепло, опыт, поделиться радостью и желанием жить, учиться и развиваться.
Когда отец или мать говорит «Я в тебя верю. Ты справишься», у школьника вырастает уверенность в своих силах. Откажитесь от критики личности ребенка. Для того, чтобы у ребёнка с чувством собственного достоинства было всё в порядке, говорите ему о его достоинствах.
Зачисление ребёнка в школу может стать кризисным моментом для семьи
Новый этап в жизни семьи – обучение в школе – тяжело переживается там, где нет своих, внутренних семейных правил. Семья живёт по «стандартным правилам», принятым в обществе. Например, ребёнок должен хорошо учиться, быть активным и внимательным на уроке, беспрекословно подчиняться требованиям учителя, прилежно выполнять домашние задания.
Если ребёнок не справляется со школьными требованиями, для своей семьи он становится тем, кто «всех позорит» или мешает получить статус образцовой, благополучной семьи. Для старших членов такой семьи недостаточно, чтобы ребёнок был здоров и счастлив. У них есть дополнительные ожидания, что младший будет делать что-то (быть идеальным учеником) для блага своей семьи в понимании её старших членов.
Часто проблемы в школе начинаются в начале обучения. Первый класс – сильный стресс для ребёнка, особенно если он не посещал детский сад до школы или образ жизни до школы был щадящим. Ребёнок оказывается в классе, где 30 детей, и учителя зовут всех по фамилиям. Надо долго сидеть ровно за партой и внимательно слушать учителя, ходить строем, говорить, когда разрешат, выполнять домашние задания.
Для детей такая ситуация очень трудна. В этом случае некоторые из них не справляются с требованием семьи быть успешным. Неуспешный ребёнок не получает в семье поддержки и помощи, потому что там нет своих правил. Все семейные правила присоединены к социальным. В такой семье учитель всегда прав, взрослого нельзя критиковать, получил двойку – сам виноват.
Дальше только хуже, потому что при таком сценарии у ребёнка нет возможности преодолеть трудности обучения. Взрослые не помогают ему, не дают эмоциональной поддержки, не вселяют веры в свои силы, а только увеличивают груз неуспеха. Постоянная критика приводит к эмоциональной травме. Если ребёнок постоянно слышит негативные послания, члены семьи подавляют волю и инициативу, ребёнка сравнивают с теми, кто лучше, успешнее – он обязательно проиграет.
Иногда родители ставят в пример себя: «Я в твои годы был отличником, а ты еле на тройки тянешь» Такое отношение не оказывает влияния на успех. Это родительские иллюзии, что ребенок будет тянуться за отцом и станет таким, каким родители жаждут его видеть. Дотянуться никогда не удаётся, а ощущение собственного несовершенства и ущербности крепнет. Цена этому – конец познавательной активности ребёнка вообще.
В подростковом возрасте взаимодействие «родитель – ребёнок» может осложниться тем, что часто взросление детей совпадает с кризисом среднего возраста родителей. Мать или отец к этому моменту достигают такого этапа, когда пора подвести некие промежуточные итоги своей жизни. Они должны ответить себе на вопрос о том, сложилась ли их жизнь так, как они этого хотели, занимаются ли они тем, что доставляет им радость, добились ли они социального успеха и высокого качества жизни.
Если этого нет, надо объяснить себе, почему так случилось. Иногда очень удобно объяснить это нарушением в поведении ребенка. «Я не могла сделать карьеру, потому что у меня всегда был трудный ребенок», или плохо учился, или был неуправляемым, или болел. Или «Я не могу сейчас заниматься тем, чем мне хочется, не потому, что я не справлюсь, а потому, что у меня ребёнок забросил учёбу». И тогда нежелание ребёнка учиться становится условно выгодным. Ребёнок получает сигналы от родителей, подкрепляющие нарушения в его поведении.
Хвалите ребёнка. Вспомните свои ощущения, когда кто-то вас хвалил в детстве. За спиной вырастают крылья, заряд энергии появляется такой, что можно свернуть горы. Похвала как воздух необходима детям. У них появляется больше уверенности в своих силах и желания к сотрудничеству.
Прекрасное упражнение – вспоминать вместе с ребёнком случаи его побед и находить те его замечательные качества, которые привели его к этим победам. Такие победы есть у каждого. Вспомните, когда ребёнок вас приятно удивил, и напомните ему об этом.
У детей появляется чувство собственного достоинства, когда они ощущают, что ценны и важны. Дети чувствуют это, когда отец или мать предоставляют им своё полное внимание, своё драгоценное время.
Сложно выкроить время после работы, когда надо приготовить кушать и помогать делать уроки. Воспользуйтесь приложением Узналюб. Узналюб повышает успеваемость и самостоятельность детей. Приложение освободит личное время родителей, которое они тратят на выполнение домашних заданий со своими школьниками. У вас останется время, чтобы просто поговорить с ребёнком по душам.